Признаки сходства античных и современных кавказских ладов: однонаправленное нисходящее движение диатонических напевов с секвентными опеваниями ладовых ступеней в пределах кварты или квинты.
В работе впервые с нотными иллюстрациями излагаются воззрения Сократа, Платона, Аристотеля на музыкальные системы античности, на универсализм музыкальной гармонии в воссоздании картины мира, на их расхождения в оценках значимости для будущего государства этических свойств дорийской, фригийской, лидийской и миксолидийской гармоний и функций воспитательного, энтузиастического, развлекательного музыкальных жанров. Уточнены тексты и терминология. Предназначено для философов, культурологов, музыковедов.
Очередная проверка дешифровки ладовой системы Византии. Византийский октоих играет исторически важную роль промежуточного звена между античностью и современностью. Через него обнаруживается стилистическая общность античной и кавказской традиционной музыки.
The author of the article reveals the stylistic community of the ancient music, decoding byzantine modal octoechos.